Госкомитет по энергетике Государственной думы подвел итоги своей работы в 2018 году. В течение года Государственной думой были приняты 13 федеральных законов, подготовленных комитетом, из них 9 в ходе весенней сессии и 4 – во время осенней.
Важнейшим из них председатель комитета Павел Завальный назвал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».
«Сегодня мы фактически стоим на пороге революции в учете потребления энергетических ресурсов в стране. Комитет в течение нескольких лет продвигал эту тему, и сегодня она уже обретает конкретные черты. Начало этому положит именно принятие закона, касающегося интеллектуальных систем учета электроэнергии. Законопроект предполагает, что с 1 июля 2020 года ответственность за создание интеллектуальных систем учета электроэнергии, включая установку счетчиков, будет возложена на ПАО «Россети» для промышленных и индивидуальных потребителей или гарантирующих поставщиков электроэнергии – для многоквартирных домов. То есть с потребителя, на котором эта ответственность лежит сегодня по федеральному закону № 261-ФЗ, она будет снята! Сегодня уже есть Протокольное поручение вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, предписывающее профильным ведомствам проработать вопросы введения интеллектуальных систем учета газа по аналогии с системами учета электроэнергии. Надеюсь, мы увидим законопроект об интеллектуальном учете газа в течение года. Только так можно решить проблемы неэффективного потребления энергоресурсов в стране и повысить платежную дисциплину и восстановить социальную справедливость в том смысле, что каждый должен платить только за себя», – подчеркнул Завальный.
В ходе весенней сессии 2019-го предстоит продолжить и закончить работу над пакетом законопроектов, касающихся нормативного обеспечения ядерной энергетики, лицензированием энергосбытовой деятельности, развития микрогенерации. Предстоит принять важное решение в связи с продлением срока действия механизма выравнивания тарифов на электрическую энергию на территории Дальневосточного федерального округа. Как неоднократно заявляли председатель комитета Павел Завальный и другие члены комитета, практика реализации этого закона показала, что 60% субсидий достаются крупному бизнесу, а вовсе не малому и среднему бизнесу, инвестиционным проектам. Фактически из 24 млрд руб. субсидий на заявленные законом цели пошли максимум 3 млрд руб. Необходима как минимум существенная корректировка механизма.
Большое внимание комитет уделяет экспертному обсуждению наиболее актуальных проблем развития ТЭК страны в рамках круглых столов и парламентских слушаний с привлечением всех заинтересованных сторон – от представителей профильных министерств до отраслевых общественных организаций. За 2018 год проведено 11 круглых столов, а также парламентские слушания, посвященные острейшей теме государственного регулирования ценообразования на горюче-смазочные материалы. Темами круглых столов стали развитие нефтегазохимии и нефтегазопререработки, повышение дисциплины платежей за энергоресурсы, развитие программ газификации и региональных рынков газа, модернизация электроэнергетики и необходимые источники ее финансирования, развитие гидроэнергетики, вопросы реформирования и развития конкурентных отношений в электроэнергетике, законодательное обеспечение развития цифровой энергетики в России. По каждому из мероприятий комитетом совместно с участниками отрасли разработаны рекомендации в адрес профильных органов исполнительной власти.
Темами круглых столов в следующем году станут законодательное обеспечение развития угольной отрасли, поддержка расширения использования газомоторного топлива, в том числе в виде сжиженного природного газа, адаптация национальных институтов ТЭК России к условиям функционирования в рамках формируемых общих рынков энергоресурсов ЕАЭС, проблемы альтернативной газификации, законодательное регулирование ядерной энергетики нового поколения, вопросы безопасности в ТЭК.
В 2018 году комитетом подготовлены научно-технические задания на проведение экспертно-аналитических работ по наиболее актуальным темам, связанным с развитием энергетики:
– Перспективы развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей в контексте изменений налогового режима. Направления законодательного стимулирования;
– Развитие распределенной энергетики, ее влияние на развитие розничного рынка электроэнергии, централизованное и децентрализованное энергоснабжение;
– Сравнительный анализ зарубежного опыта и российской практики по формированию топливно-энергетических балансов. Современное состояние и тенденции, развитие методологии, нормативно-правового обеспечения на федеральном уровне, региональном и отраслевом уровнях;
– Законодательные аспекты стимулирования развития рынка газа в России.